Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фридрих каспар давид

Энциклопедический словарь

Фри́дрих Каспар Давид (Friedrich) (1774-1840), немецкий живописец. Глубоко одухотворённые, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819-1820) составили эпоху в искусстве раннего романтизма в Германии.

* * *

ФРИДРИХ Каспар Давид - ФРИ́ДРИХ Каспар Давид (1774-1840), немецкий живописец. Представитель раннего романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Глубоко одухотворенные, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819-1820).

* * *

ФРИ́ДРИХ (Friedrich) Каспар Давид (5 сентября 1774, Грайфсвальд, Померания - 7 мая 1840, Дрезден), немецкий живописец, крупнейший художник-романтик, основоположник европейского романтического пейзажа.

Остров Рюген

Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794-1798). В 1798 переселился в Дрезден, где в 1801 сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком (см. ТИК Людвиг), Новалисом (см. НОВАЛИС), Г. Клейстом (см. КЛЕЙСТ Генрих фон). С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова - лес, горы, меловые скалы, побережье. Как художника-романтика его привлекал конкретный облик природы и все неповторимое, оригинальное в ней. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Отныне остров Рюген станет излюбленным местом пребывания художника, он назовет его «земля души».

«Крест в горах»

Программным произведением европейского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.

В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе - 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения - помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.

В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя.

В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 - профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников.

Поздний период

В работах конца 1820-1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.

Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

Большой энциклопедический словарь

ФРИДРИХ Каспар Давид (1774-1840) - немецкий живописец. Представитель раннего романтизма. Глубоко одухотворенные, часто меланхолически-созерцательные пейзажи ("Двое, созерцающие луну", 1819-20).

Полезные сервисы